Число жалоб на действия мошенников в банковской сфере в Ростовской области в 2022г выросло на 10%
Ростов-на-Дону. 13 апреля. ИНТЕРФАКС-ЮГ - Банк России в 2022 году получил в Ростовской области 247 жалоб на действия мошенников, сообщила управляющая отделением по Ростовской области Южного ГУ Банка России Наталья Леонтьева на пресс-конференции в четверг в пресс-центре "Интерфакса" в Ростове-на-Дону.
По ее словам, количество жалоб жителей региона на действия мошенников увеличилось на 10% по сравнению с 2021 годом.
"Сейчас злоумышленники пытаются использовать технические новинки. Так, злоумышленники научились похищать деньги без данных карты по QR-коду. Некоторые банки внедрили сервис снятия наличных денег с помощью QR-кода. В мобильном приложении клиент может самостоятельно сгенерировать такой код на нужную сумму, поднести его к сканеру в банкомате и снять наличные. Этим стали пользоваться злоумышленники", - сказала Леонтьева.
По ее словам, для защиты граждан от мошенников Банк России реализует комплекс мероприятий: собирает и направляет в правоохранительные органы информацию о мошеннически ресурсах, содействует операторам связи в блокировке подменных телефонных номеров, рекомендует банкам блокировать карты, на которые поступают несанкционированные переводы.
Леонтьева добавила, что в борьбе с мошенничеством в банковской сфере также идет объединение усилий Банка России и МВД.
"Одно из важных направлений работы - организация эффективного информационного обмена с МВД через систему ФинЦЕРТ Банка России. Осенью этого года МВД станет участником автоматизированной системы ФинЦЕРТ с данными об операциях без согласия клиентов. Так правоохранительные органы смогут в оперативном режиме получать информацию о мошеннических операциях. Это повысит скорость и качество расследования дел", - сказала Леонтьева.
Кроме того, по ее словам, в прошлом году была инициирована разработка законопроекта об обязанности банка-плательщика на 2 дня приостанавливать зачисление денег на подозрительные счета, которые содержатся в специальной базе Банка России.
Законопроект предусматривает, что банк плательщика в течение двух дней не будет подтверждать перевод на счет, который содержится в базе данных, отметила управляющая отделением.
"Такой "период охлаждения" нужен, чтобы у гражданина было время на осмысление происходящего. Ведь он не сразу осознает, что имеет дело с мошенниками, которые под различными предлогами пытаются убедить его расстаться с деньгами. Есть вероятность, что за два дня человек передумает переводить деньги, или кто-то из близких заметит неладное", - сказала Леонтьева.
Сотовый оператор в Ростовской области оштрафован на 600 тыс. рублей за обслуживание трафика, используемого мошенниками
Полиция Ростовской области активно работает над привлечением к ответственности операторов сотовой связи, через которых проходит "фрод-трафик", сообщил начальник отдела управления уголовного розыска ГУ МВД России по региону Александр Горлов.
"У нас активно идет работа по привлечению операторов сотовой связи к административной ответственности за проход трафика (которым пользуются мошенники - ИФ) по территории РФ (...) Так называемый фрод-трафик, через который идет звонок с использованием подмены номера (...) В Ростовской области уже есть пример, когда оператор сотовой связи был оштрафован на 600 тыс. рублей за подобную деятельность", - сказал Горлов.
Он отметил, что за подобные действия предусматривается не только административная ответственность, в марте в суд направили уголовное дело в отношении оператора сотовой связи, который получал выгоду от прохождения незаконного трафика на территории Москвы и Санкт-Петербурга.
Горлов также отметил, что в настоящий момент происходит всплеск преступлений, связанных с тем, что граждане хотят заработать на инвестиционных фондах, биржах, криптовалюте.
"Гражданин переводит определенную сумму якобы поиграть с брокером на бирже, в районе 8-10 тыс. рублей, ему переводят 400-500 рублей, он думает, что начинает зарабатывать, и из него начинают вытягивать более крупные суммы, заставляют брать кредиты, зачастую многомиллионные", - добавил Горлов.
Он отметил, что в подобных случаях чаще всего люди понимают, что их обманули, и начинают обращаться в полицию, только когда лимит одобренных банком кредитов заканчивается.
Полиция проводит работу по блокировке подобных площадок во взаимодействии с Роскомнадзором и Центробанком.
В свою очередь директор ГКУ Ростовской области "Уполномоченный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" Алексей Алехин сообщил, что МФЦ проводит крупную информационную кампанию по профилактике кибермошенничества.
В частности, запущена серия из более чем 40 видеороликов, которые уже транслируются на сайте Центробанка, МВД и на экранах в МФЦ, а также печатные материалы.
Регистрационные центры ГАИ на базе МФЦ планируется создать в нескольких городах Ростовской области
Регистрационные центры ГАИ на базе МФЦ могут появиться в Новочеркасске, Батайске и Азове, пилотный проект уже функционирует в городе Шахты, сообщил директор уполномоченного многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Ростовской области Алексей Алехин.
"Низкая (правовая - ИФ) образованность приводит к тому, что появляются посредники, которые предлагают свои услуги по заполнению тех или иных форм, заявлений. (...) Один из проектов, которые мы с ГУ МВД Ростовской области реализуем, это пилотный проект в городе Шахты - регистрационный центр ГАИ разместили на площадке МФЦ, и вот там мы избавились от посредников одним простым действием: сегодня заявление делается бесплатно работником МФЦ", - сказал Алехин.
Он отметил, что проект имеет большое количество позитивных отзывов, при этом он нравится как заявителям, так и сотрудникам ГАИ. По словам Алехина, были случаи, когда люди из Ростова-на-Дону приезжали в данный регистрационный центр в городе Шахты для прохождения процедуры регистрации транспортных средств.
"Мы сейчас планируем этот проект развивать, в том числе в Новочеркасске. Уже есть инвестор, который готов такой центр построить. Еще рассматриваем Батайск и Азов", - добавил Алехин.